Эпатаж — искусство или бизнес?

Во все времена были защитники и противники эпатажного искусства, но в последнее время это направление приобрело массовый характер. Об эпатажном искусстве как инструменте для получения финансовой прибыли журналу «Право на бизнес» рассказала Юлия Вербицкая, коллекционер живописи, меценат и основатель фонда «Русские меценаты».

Любое искусство в основе своей имеет целью воздействие на человеческое сознание: показывать прекрасную, благопристойную, нравственную сцену, причем хорошо написанную, используя цвета, символы, текстуру, создавая ассоциации и вызывая аналогии. Однако воздействие может быть и иным, например, вызвать шок или негативные эмоции. Это и есть эпатаж — умышленно провокационная выходка, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам.

Эпатаж в XIX веке

В искусство эпатаж пришел в XIX веке. Тот самый хорошо известный нам и почитаемый почти за классику импрессионизм был в свое время проявлением эпатажа, столь свойственного парижской богеме. Провокационные полотна Эдуарда Мане, включая пресловутую «Олимпию», запечатлевшую весьма узнаваемую зрителями парижскую фиалку предместий, или, проще говоря, жрицу любви, Викторину Меран, потрясенная публика созерцала на Парижском салоне в 1865 г. С картины на зрителей весьма вызывающе смотрела вполне реальная, без признаков идеализации барышня известной профессии, изображенная буквально как товар на витрине: в полный рост, ню, с кокетливой бархоткой на шее. Общество захлебнулось от негодования. Полотно вызвало ажиотаж и подверглось глумлению со стороны взбудораженной толпы. Некий «благородный» зритель ткнул в полотно тростью... Отзывы критиков были полны злословия, и... данную выставку посетило рекордное количество зрителей.

XX век и настоящее время

Эпатаж в искусстве активизировался в самом начале ХХ века и до сих пор продолжает свое феерическое шествие, зачастую вытесняя искусство классическое.

Выходки современных мастеров «арта» не знают границ: писсуар, именуемый «фонтаном», Марселя Дюшана (1917 г.), человека-собаку в исполнении Олега Кулика (акция «Бешеный пес, или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером», 1994 г.) и препарированную акулу Дэмиена Херста (акция «Отвержение смерти», 2008 г.). Общество пресытилось эпатажем и перестает удивляться. Художник Петр Павленский, катающийся в проволоке или прибивающий себя гвоздем к брусчатке Красной площади (акция «Фиксация», 2013 г.) вызывает скорее сочувствие и жалость.

Для чего?

Безусловно, в наш век постмодернизма подобные явления в искусстве имеют в основе не идеологический, а исключительно финансовый мотив. Привлечение внимания общественности и прессы создает свойственный XXI веку феномен медийной персоны, которая своим эпатажем и пиаром зарабатывает десятки и сотни тысяч долларов.

Другой важной целью проведения эпатажных перформансов, является манипулирование общественными настроениями. Например, демонстрация акции острой социальной несправедливости (мужчина бьет ребенка) может отвлечь внимание от других проблем — роста цен, отсутствия в домах горячей воды или же, наоборот, привлечь внимание общественности, если, например, беззащитного человека будет бить в процессе художественной акции человек в специальной одежде или форме (например, полицейской), даже если это будет просто актер, не имеющий к полиции никакого отношения.

Эпатаж — оружие острое, и важно, в каких руках оно находится и для чего может использоваться. Ну, а сам акт эпатажа, как правило, художественной ценности не представляет.

Автор - Николай Быстров

Фото – источник