Госзакупки. Важно знать!

С 1 мая 2017 г. срок оплаты по контрактам госзакупок составляет строго месяц. Верховный суд разрешил передавать долги госпредприятий коллекторам. Аванс может выдаваться на условиях кредита. Подробности этих и других новостей законодательства и нескольких важных судебных прецедентов в области госзакупок читайте в нашем обзоре.

С первого раза

Унитарное предприятие для проведения закупок по 223-ФЗ вправе утвердить положение о закупке один раз, а затем изменять его по мере необходимости.

Такой вывод следует из письма Минэкономразвития. Унитарные предприятия не обязаны ежегодно утверждать положение о закупке, подчеркнуло ведомство. При этом они вправе изменять положение.

Письмо касается унитарных предприятий, которые при закупках применяют Закон № 44-ФЗ и лишь в исключительных случаях могут руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что унитарные предприятия могут в течение года осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ в соответствии с положением о закупке, принятым и размещенным до начала года в ЕИС. Из нормы не было ясно, нужно ли утверждать положение ежегодно, поэтому потребовалось разъяснение.

Напомним, унитарные предприятия, применяющие Закон № 44-ФЗ, могут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в следующих случаях:

  • закупки финансируются за счет грантов, и грантодатель не предусмотрел иное;
  • предприятие - исполнитель по контракту привлекает третьих лиц. Исключение - контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством.

Источник: Письмо Минэкономразвития России от 13.03.2017 г. № ОГ-Д28-2628.

Дебиторку можно продать коллекторам

Верховный Суд РФ создал прецедент, согласно которому исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту.

Частично исполненный контракт стороны расторгли по соглашению. Впоследствии подрядчик передал право требовать оплату по контракту другому лицу, но заказчик не заплатил новому кредитору.

Верховный суд отметил, что Закон № 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя контракта. Передавать право требовать оплату по контракту другому лицу не запрещено.

ГК РФ не позволяет победителю торгов уступать права и переводить долг, если по закону заключить договор можно только на торгах. Однако уступки денежного требования этот запрет не касается, пояснил ВС РФ. Когда заказчик исполняет обязательства по оплате, личность кредитора не имеет для него существенного значения.

Напомним, что в 2016 году Минфин посчитал иначе: цессия недопустима для контрактов, заключенных по 44-ФЗ.

Теперь лучше ориентироваться на позицию Верховного суда.

Источник: Определение Верховного суда РФ от 20.04.2017 г. по делу № 307-ЭС16-19959.

Контрафакт не пройдет

Для участников госзакупок разработана новая форма документов, в которых будет отражено происхождение товаров легкой промышленности.

Форму предлагается включить в Постановление Правительства РФ № 791. Проект разработал Минпромторг.

Участники закупки товаров легкой промышленности будут по проекту указывать в специальной форме страну происхождения товаров, материалов, комплектующих или полуфабрикатов. Там же нужно будет отражать данные об изготовителе. Форму участник будет предоставлять заказчику.

Напомним, Постановление Правительства РФ № 791 запрещает допуск к госзакупкам иностранных товаров легкой промышленности. Запрет касается и услуг по прокату таких товаров.

Поправки, по мнению авторов проекта, позволят равномерно распределить ответственность за поставляемый товар между сторонами контракта.

Аванс может считаться кредитом

Госзаказчик может включить в контракт условие о том, что аванс является коммерческим кредитом.

Как считает Минэкономразвития, определение в контракте такого условия не противоречит Закону № 44-ФЗ и ГК РФ. Ведомство пришло к этому выводу, рассмотрев следующую ситуацию: условие о коммерческом кредите включено в контракт, заключенный по итогам электронного аукциона.

Полагаем, рекомендации министерства применимы и к закупкам, осуществляемым иными способами. Следовательно, условие о том, что аванс является коммерческим кредитом, можно включить в любой контракт, заключенный по 44-ФЗ.

Долги не учитываются в годовом объеме закупок

Минэкономразвития пояснило, как унитарным предприятиям рассчитывать совокупный годовой объем закупок.

Унитарные предприятия не должны учитывать в совокупном годовом объеме закупок кредиторскую задолженность по оплате договоров, заключенных по Закону № 223-ФЗ. Так считает ведомство.

Напомним, унитарные предприятия с 1 января 2017 г. проводят закупки по Закону № 44-ФЗ. Заказчики должны рассчитывать совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для проведения закупок. В этот объем включаются и денежные средства для оплаты контрактов, которые должны быть оплачены в указанном финансовом году и были заключены до его начала.

Предприятия продолжают платить и по договорам, заключенным ранее в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Министерство пояснило: средства на оплату долгов по таким договорам заказчики не включают в совокупный годовой объем закупок.

Источник: Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2017 г. № Д28и-1327.

Оплатить за 30 дней

С 1 мая 2017 г. у госзаказчиков появилась обязанность оплачивать контракты в срок, не превышающий 30 дней.

По новому закону № 83-ФЗ 30 дней для оплаты контракта следует отсчитывать с даты подписания заказчиком документа о приемке.

При этом правительство может установить иной срок оплаты, чтобы обеспечить обороноспособность и безопасность государства.

Для контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, срок оплаты теперь не должен превышать 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Напомним, до внесения описанных изменений Закон № 44-ФЗ не содержал нормы, которая устанавливала бы предельный срок оплаты по всем контрактам. Был определен только срок оплаты по контрактам, заключенным с МСП и СОНКО, - не более 30 дней с даты, когда заказчик подписал документ о приемке.

Протокол менять нельзя

Госзаказчик не вправе изменить протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Такую позицию высказало Минэкономразвития в письме № Д28и-1041 от 27.01.2017 г. Ведомство отметило, что Закон № 44-ФЗ не предусматривает при проведении открытого конкурса возможность:

  • внести изменения в аудиозапись вскрытия конвертов;
  • продлить завершившуюся процедуру вскрытия конвертов, чтобы огласить дополнительную информацию.

Напомним, протокол вскрытия конвертов с заявками должен быть подписан всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов. По общему правилу протокол нужно разместить в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания.

За неразмещение протокола в ЕИС установлен штраф. Его размер для должностных лиц составляет 50 тыс. руб., для юрлиц - 500 тыс. руб.