Историческая конкурентоспособность

 

Путешествуя по миру и делая фотографии на фоне каких-либо древних сооружений, мы не особо задумываемся, а будут ли делать такие «фото на память» наши потомки. У какого-нибудь небоскреба или уродливой коробки гипермаркета? Вряд ли. Наше время не оставит будущим поколениям таких сооружений и такой архитектуры. От современных объектов дух не захватывает, и восхищения не испытываешь. За очень редким исключением.

Для чего?

Начнем с того, что в наше время человечество не испытывает потребности в монументальных сооружениях. Китайцам нужна была стена, чтобы отгородиться от мира и сохранить свое государство и свои традиции. В современном мире роль китайской стены выполняет сеть ПВО. Древним египтянам нужны были пирамиды для захоронений своих фараонов – им мы уподобили жалкие мавзолеи и тысячекилометровые кладбища, утыканные надгробными памятниками. Великим перуанским культовым сооружениям мы предпочитаем церквушки-новоделы в «шаговой доступности». Время мелких потребностей и мелких воплощений. Когда в очередной раз сводки новостей рапортуют об открытии грандиозного гипермаркета из стекла и бетона, в возведение которого вложены миллионы, мы отмечаем про себя: да, нужный объект для экономики региона, для развития страны, для потребителя, но – не для души. Душа требует наличия Истории. Чтобы строили миллионы людей, и даже не одно поколение, чтобы строили долго, не в спешке, не «опережая график», чтобы было чему удивиться. Примеров таких исторических сооружений много. Вот только несколько из них.

Святилище в Монте д’Аккодди (около 3 200 г. до н.э.) на севере Сардинии (Италия). Археологи откопали этот древнейший храм в 1954 г. Строение служило своеобразным религиозным центром на протяжении тысячелетия, но было заброшено в эпоху бронзового века.

Пирамида Джосера (около 2 650 г. до н.э.) в Египте. Состоит из 6 ступеней, которые расположены друг над другом, ее высота достигает 62 м.

Гробница Агамемнона, или Сокровищница Атрея (около 1 250 г. до н.э.) в Греции. Отличается величественностью и монументальными формами и является одним из самых впечатляющих памятников древней архитектуры. Вес перемычек над проходами достигает 120 т.

Гробница Навета-де-Тудонс (около 1 200 г. до н.э.) в Испании. Гробница из каменных блоков имеет необычную форму и похожа на перевернутую вверх дном лодку.

Да что ходить так далеко по странам и времени, объект поближе – город Санкт-Петербург, где каждая улочка уникальна.

Как?

Древние сооружения из огромных, идеально обработанных каменных глыб (мегалитов) встречаются на нашей планете повсеместно. Они собраны из деталей весом в несколько тонн каждая. Плиты подогнаны друг к другу так, что между ними невозможно вставить даже тонкое лезвие ножа. Ряд сооружений географически расположен в местах, где поблизости нет того материала, из которого они созданы. Удивлению современников нет границ, ведь получается, что древние строители знали какие-то секреты. Например, чтобы придать каменной глыбе такую идеальную форму, нужно уметь размягчать породу, а чтобы потом переместить готовый многотонный блок, нужно изменить его гравитацию.

Некоторые сооружения древности настолько грандиозны для современности, что даже в нашем настоящем не существует таких подъемных кранов или приспособлений, которые могли бы поднять части постройки на необходимую высоту. Например, в Пури (Индия) есть местный храм, крыша которого выполнена из каменной глыбы массой 20 т.

Вернемся к нашему Петербургу. Замечали ли вы некоторые необъяснимые вещи? Многие бывали в Исаакиевском соборе. В основании некоторых колонн внимательный человек может увидеть заплаты из гранита.

«Если вам доводилось видеть, как делают заплаты в асфальте, то можете себе представить процесс установки подобной заплаты в заготовку колонны. Причем установить такую заплату можно только на этапе изготовления колонны, чтобы заместить дефекты, выявленные в ходе обработки цельного куска гранита – будущей колонны, - пишет исследователь Алексей Кунгуров. - Такую операцию невозможно проделать вручную. А если судить по массе колонны (по разным источникам от 114 до 117 т), чистоте обработки и шлифовки колонны, то можно сделать вполне очевидный вывод о применении машинной технологии. По-другому, т.е. вручную, так обработать колонну невозможно. Во всяком случае, пока такие способы неизвестны.

Несколько слов о самом строительстве. Официальная информация, доступная каждому, сообщает следующее: строительство собора началось в 1818 г. В официальных источниках нет упоминания об использовании станков и подъёмных машин при строительстве Исаакиевского собора. Вес колонн верхней колоннады – 64 т, а высота колоннады 41 м (это высота 14-го этажа!). Машин и механизмов, способных поднять такой вес на такую высоту, не существует и сейчас». Мнение А. Кунгурова можно оспаривать сколько угодно, но для нас не это актуально. Нам важнее другое, мы видим результат колоссального труда людей, и именно это впечатляет и заставляет восхищаться.

Для еще большей наглядности приведу пример строительства Волгодона. Обычное гидротехническое сооружение, но сколько в него вложено сил и труда наивных и романтичных строителей коммунизма, сколько жизней унесло и изменило это строительство!

На века?

И еще один момент, вызывающий удивление и восхищение современников, – качество строительства. Мы не будем рассказывать о необычайных составах, изобретенных древними зодчими для крепления кладки, об особых приемах крепления деталей, мы поведем речь об отношении к самому процессу возведения любых сооружений начиная с дворцов и храмов и заканчивая, к примеру, обычным мостом.

Столетний мост через реку Кумшак в Ростовской области находится рядом с поселком Дубравным.

На месте поселка Дубравного проходила старинная губернская почтовая дорога войска Донского, так называемый Царицынский тракт, из станицы Старочеркасской в г. Царицын. Сейчас это автодорога Цимлянск – Шахты. На правом берегу реки Кумшак располагалась почтовая станция Кумшацкая. В 1914 г. по царскому указу через реку Кумшак итальянскими мастерами был построен уникальный монолитный железобетонный мост, прозванный казаками "Бушевский" по фамилии станционного смотрителя Бушева Елпидифора Ипполитовича, инициатора строительства моста.

«Мост построен еще до первой мировой войны итальянскими мастерами. К тому времени итальянцы изобрели особый цемент, который прочно и надежно скреплял песок, глину, гравий, арматуру и другие материалы. С помощью специальных оснасток это позволяло выливать на месте из полученного бетона любые объекты. На тот период это было самое современное и уникальное производство, которое применяется и сегодня. Одна из итальянских фирм по протекции царского двора заключила договор с Донской почтовой службой на строительство бетонного литого моста через Кумшак, и в Цимлу пароходами и баржами пошли итальянский цемент и оснастки, а из Ростова-на-Дону – арматура, - рассказывает краевед Николай Сивашов. – Насколько прочна конструкция, вы можете судить сами – во время второй мировой войны по этому мосту шли танки – и ничего. Уже в советское время рядом с итальянским мостом был построен современный автомобильный мост. Так вот, его ремонтировали уже раз шесть, а Бушевский мост (закрепившееся в народе название) стоит и стоит. Люди до сих пор им пользуются: скот перегоняют, на машинах ездят (когда Кумшак разливается). Хорошо строили 100 лет назад!»

Речь идет о так называемом человеческом факторе. К возведению моста отнеслись очень серьезно, на оплату работы специалистов, на поставку необходимого сырья и оборудования не скупились. Люди работали на совесть, вот и стоит мост уже 100 лет. Без ремонта! И это тоже восхищает. К сожалению, удивляет подход потомков к такому уникальному объекту – он не включен даже в список историко-культурных памятников региона. К нему не течет поток туристов, жаждущих сделать фото на фоне монументального и в то же время изящного сооружения. Нам египетские пирамиды ближе.

И напоследок совет. За историей, которая нас так привлекает в старинных сооружениях, не нужно далеко ездить. Можно просто зайти во дворик старого Ростова или Краснодара, поднять голову и послушать: за шумом современного мегаполиса вы услышите тихое течение времени.

Строительство на века – это в первую очередь качественный подход к делу. Все великие архитектурные сооружения делались на большие средства и медленно. Сейчас вновь набирает обороты движение Slow Life. «Спеши, не торопясь», – говорили наши предки. Эта истина актуальна и сегодня. Быть конкурентоспособным и войти в историю можно только, предлагая строительную инновацию. Время и энтузиазм подскажут, а фандрайзинг поможет создать поистине исторические объекты, нужные людям.

(Материал о технологии фандрайзинга читайте в следующем выпуске журнала).

Светлана Лукьянчикова

Фото – источник