Бизнес в Черногории

 

Алексей Божин, основатель и руководитель студии онлайн продвижения «ИнтерМонте» в интервью журналу «Право на бизнес» рассказал, как переехав жить в Черногорию создал самый посещаемый портал на русском языке, с которым работают ведущие локальные и международные бренды.

- Как вы открыли свой бизнес? Почему было выбрано именно это направление? 

- Переехав жить в Черногорию - столкнулся с тем, что было мало информации по жизни в этой стране. Есть много сайтов для туристов, там предлагают апартаменты, экскурсии, машины в аренду. А для проживающих в Черногории был только фейсбук и все. В фейсбуке есть множество групп, где общаются или предлагают свои услуги. Но в группах неудобно контент читать и еще тяжелее его там найти. Был пост с полезной информацией - через месяц ты его уже не найдешь.

А так как у меня был большой опыт в создании СМИ и порталов - задумался над созданием проекта в Черногории. Через полгода, как я переехал в Черногорию - и запустил OpenMonte.com. Сейчас - это самый посещаемый портал на русском языке о Черногории, кроме того, портал OpenMonte.com стал победителем народного международного голосования «RUССКОЕ ЗАRUБЕЖЬЕ-2015».

Кроме того, это первый и единственный проект (оффлайн и онлайн) на русском языке в Черногории, где рекламируются международные бренды, например, Opel, Telenor, MasterCard.
 
- Работая с клиентами в вашей стране и из других стран, вы замечаете какие-то отличия?

- Да, нужно понимать, что вы в другой стране - иностранец. В Черногории это означает, что вас будут пристально разглядывать, сомневаться в ваших продуктах, долго думать и просить большие скидки. Если бы я был черногорцем - быстро нашлись бы друзья или родственники или родственники родственников, кто заказал бы рекламу.

Я нашел выход в том, чтобы пригласить в команду хорошего продавца и переводчика Аллу, которая замужем за черногорцем. Это дало не связи, это дало понимание местного менталитета. А он отличается от нашего и очень сильно. И чем дольше в Черногории живешь - тем все больше различий замечаешь. 

Еще особенность - все хотят работать на условиях бартера или отдавать процент от покупки. Приходишь в компанию, а тебе говорят - рекламу покупать не хотим, но если клиента приведешь - получишь 10% от суммы покупки. Лестное предложение, но как это контролировать? Вот человек увидел рекламу на сайте, пошел в магазин - продавец не будет у него спрашивать, откуда он пришел. Пришел и ладно. Давать какие-то купоны, чтобы предъявляли? Можно. А как быть с качеством обслуживания? Пришел человек в магазин, показал купон - а продавец не ввел его в систему учета. Или нахамил клиенту и он ничего не купил. И я не могу никак повлиять на этого продавца, ибо у него есть свой начальник. Могу повлиять на него? Тоже нет, я не могу ему указывать, как ему вести бизнес.
 
- В вашей деятельности присутствует элемент сезонности?

- В бизнесе - почти нет, в посещаемости сайта - да, в летний сезон посещаемость сайта OpenMonte.com вырастает на 40-50%. Люди больше читают, смотрят, куда они поедут на отдых, что в Черногории посмотреть.  

- В связи с экономическим кризисом люди начинают больше экономить. Ощущается ли вы изменение предпочтений?Снизился ли спрос на услуги?

- Тут важно понимать - любой турист хочет сэкономить. На стоимости аренды апартаментов, цене аренды машины и т.д. А сейчас очередной кризис в России. И сложно понять, человек торгуется за что-то потому, что у него бюджет ограничен или потому, что он просто хочет получить более низкую цену на какие-то услуги. Есть же немало людей, которые принципиально и по каждому поводу торгуются, они считают, что можно "выбить" цену меньше.

А если в целом - я почти не замечаю. Ведь курс валют вырос - и те, кто раньше отдыхал в Черногории - поехали на отдых на юг России. к примеру. Но тот, кто отдыхал в Чехии, Италии или Испании - поехал в Черногорию! Да, везде евро, но в Черногории цены дешевле. Взять Италию - кофе от трех евро, в Черногории - от одного евро. Сами итальянцы едут отдыхать в Черногорию, выгоднее.

Так что я думаю - Черногория выиграла от этого кризиса. Вот, недавно мы писали про это - Черногория в тройке стран, куда поток российских туристов в 2015 году увеличился - отчет РБК (http://openmonte.com/community_item/relax/3213.html). Это единственная страна в Европе, куда поток туристов не только не снизился, а увеличился.  

- Как повлиял кризис на работу с партнерами и как сказался на ценах?

- OpenMonte.com - это локальный черногорский проект и все партнеры - в Черногории. А тут кризиса нет. Есть небольшое снижение покупательской способности, но в целом - ничего нигде не падает и не обваливается. туризм в этом году бьет рекорды. Доходы национальной туристической организации Черногории с января по август 2015 года от уплаты туристической таксы составили 656 тысяч евро, что на 41% больше поступлений по сравнению с прошлым годом.

Но есть минус и он сезонный - в летний сезон на побережье все дорожает. Продукты, услуги, товары - все. Ибо приезжают туристы и они это все потребляют, а раз есть спрос - бизнес хочет на этом заработать. 

- Как удалось стать лидером и обойти конкурентов?

- Над этим работали 2 года, за что большое спасибо команде проекта. Которые трудились и трудятся сейчас, чтобы мы не только стали лидером, но и оставались им и дальше.

Среди всех ресурсов о Черногории у меня было около пяти достойных конкурентов, остальных мы обошли уже через полгода работы. А секрет прост - много работы. Я работал по 14-16 часов в сутки. Другие члену команды тоже много работали. 

Мы изначально сделали ставку на качественный контент. Который бы отличался от всего, что было до нас. К примеру - мы первыми ввели регулярные интервью с русскоязычными жителями Черногории. До этого интервью были немного в некоторых печатных изданиях и если честно - качество было так себе. Такое ощущение, что просто для того, чтобы заполнить место в журнале. 

Мы же подошли к этому вопросу основательно. Искали героев, известных в русскоязычной среде людей, или наоборот малоизвестных, но интересных. Это очень хорошо читается. Затем начали брать интервью у черногорцев, нам давали интервью мэры городов, ректоры местных ВУЗов и т.д. 

Все статьи на сайт писали с нуля члены команды, проживающие в Черногории от 3-х лет. Которые полностью погружены в языковую среду, которые могут рассказать о чем-то интересном. Часто даже не приходилось давать темы для материалов - просто спрашивал, кто о чем хочет написать.

Плюс у нас самый современный сайт. На сайты конкурентов зайдешь - плакать хочется. Дизайну лет по 6, на мобильных экранах плохо читается. Думаю, это одна из причин, почему большинство русскоязычного населения Черногории тесно на фейсбуке общается, а не на сайтах местных. Это удобно и с телефона очень много заходят. 

- Чем хорош по вашему мнению кризис для открытия нового бизнеса, и какие дополнительные возможности он может предоставить?

- Кризис - хорошее время для того, чтобы подумать. Все еще раз просчитать. Когда идет спокойное развитие - это хорошо. Можно планировать, думать о будущем и т.д. Но раз кризис пришел - нужно получать от него пользу. Вот взять к примеру OpenMonte.com. Мы развивались как портал-СМИ. А в этом году подумали - а почему мы ограничиваемся рамками сайта? Если много людей общается в фейсбуке - почему нам не зайти туда. 
  
До этого у нас была страница своя, хорошо росла. А тут мы задумались, посчитали и поняли, что эта страница - привлекает больше туристов, чем постоянных жителей в Черногории. Их там не больше 30%. И создали группу отдельную для тех, кто проживает в Черногории. Сейчас там больше 3500 участников, что очень достойный результат и выше цифры, которую планировали. Затем начали расширение - купили группу про работу в Черногории. Потом создали сообщество на черногорском языке. Таким образом образовалась медиагруппа «OpenMonte» с самым большим охватом и туристов и постоянно живущих людей в Черногории.  

- Какие планы на будущее?

- Планов много. Нужно развивать медиагруппу «OpenMonte», в планах стать единым "окном" для черногорского бизнеса, который хочет выйти на русскоязычных жителей и туристов в Черногории. Работаем плотно с различными маркетинговыми агентствами в Черногории. 

Совсем недавно запустили студию онлайн-продвижения ИнтерМонте (http://intermonte.org/), которое занимается как продвижением проектов в Черногории, так и в России. Онлайн - это среда, которой неважно, где ты находишься. Видя наши успехи в Черногории - к нам стали обращаться за онлайн-продвижением на российскую аудиторию. Проблем не составило, ведь приехал я из России и собственно там еще и начал работать на рынке рекламы в интернете. 

Главное - построить успешную модель бизнеса, а там можно и на другие национальные рынки выходить. К нам уже периодически обращаются с просьбами продать сборку портала OpenMonte.com для запуска в других странах, но пока опасаемся, что она попадет в открытый доступ и просто потеряет свою уникальность. 

Да, хочу дать совет тем, кто только начинает думать о бизнесе за рубежом: если на внутреннем рынке чего-то нет - это не значит, что это вообще нужно. Внимательно изучите рынок, аудиторию, привычки ваших потенциальных клиентов. Они в каждой стране уникальные.