Логотип логотипу рознь

Все чаще бизнес сталкивается с судебными тяжбами, связанными с интеллектуальной собственностью. Как создать свой собственный бренд и не платить многомиллионные штрафы за плагиат?

Недавно Арбитражный суд Краснодарского края удовлетворил иск компании «Ренна-Холдинг» к «Кубанской коровке» за нарушение авторских прав. Компания подала в суд на армавирского дистрибьютора ООО «СЭД». Суд указал на визуальное и графическое сходство охраняемого комбинированного товарного знака «Ренна-Холдинга» и комбинированного изображения на молочной продукции ответчика. В итоге с ответчика взыскали 67,7 млн рублей и 136 тыс. рублей на госпошлину. Есть много подобных примеров, причем дела рассматриваются как судом по интеллектуальным правам, так и ФАС России. Например, спор между ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» и ЗАО «Кондитерская фабрика «Славянка», связанный с брендами шоколада «Алёнка» и «Алина». Суд признал данные товарные знаки сходными до степени смешения по следующим признакам: сюжет, композиция, цвет и др. Интересно, что при принятии решения судом учитывались данные социологического опроса – количество респондентов, которые не смогли однозначно отличить продукцию, составило в зависимости от региона 26-61%.

Или закончившееся в феврале 2017 г. дело с участием ведущих операторов сотовой связи ПАО «МТС» и ПАО «Мегафон». ФАС оштрафовала ПАО «МТС» за копирование фирменного стиля ПАО «МегаФон», признав его действия недобросовестной конкуренцией в форме смешения. Основание – ПАО «МТС» были выпущены стартовые комплекты и СИМ-карты тарифа «Свободный» с использованием в оформлении элементов фирменного стиля ПАО «МегаФон», в т.ч. его цветовой гаммы.

А в мае этого года американский производитель электроники Apple начал активно бороться с российскими интернет-магазинами, которые используют логотип яблока в качестве своего фирменного знака. По этому поводу в арбитражный суд Москвы поступил иск в отношении ряда российских компаний о запрете использования товарных знаков и других оригинальных произведений. Компания Apple намерена взыскать с ответчиков порядка 16,5 млн рублей. Невероятно, но за годы судебных тяжб «яблочная» корпорация даже смогла доказать, что с юридической точки зрения яблоко и груша — одно и то же.

А как избежать иска в суд, если по незнанию выбранное предпринимателем название компании, логотип или слоган уже являлись частью чьего-то бренда. По словам Александра Тарасова, члена Ассоциации юристов России, управляющего партнера, если компания взяла чужое обозначение, то избежать суда вряд ли получится, поскольку без разрешения правообладателя его товарный знак нельзя использовать, даже если он не полностью скопирован, а просто схож с ним.

«Моя практика показывает, что в таких спорах выигрывают, как правило, истцы. То есть те компании, чье обозначение незаконно используют. При этом чтобы признать сходство товарных знаков достаточно учесть саму опасность их смешения в глазах потребителя, а что весьма условно. Так, даже добавление к бренду уточняющего слова не является гарантией того, что удастся выиграть суд. Подобное решение было вынесено судом по интеллектуальным правам при обсуждении дела в декабре 2016 года. При возникновении спора организации можно порекомендовать заручиться двумя аргументами: доказать, что товары не являются однородными, или привести довод о том, что схожая продукция, к примеру, не продавалась никогда. Такие дела в практике были, и ответчик побеждал», —поясняет Александр Тарасов.

Чтобы проверить, схожи ли этикетки одной компании с этикетками другой «до степени смешения», необходимо обратиться к приказу Роспатента от 31.12.2009 №197 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство». При оценке сходства нужно учесть общее впечатление – зрительное и слуховое. Также проанализируйте словесные, графические элементы обозначения, их расположение, композицию, цвета. Причем очень важно, что сходство до степени смешения будет установлено, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на отдельные отличия. Например, если товарный знак состоит из несколько слов, то рассматриваются как отдельные слова, так и обозначение в целом.

Автор - Николай Быстров

Фото – источник