Объемная резьба по кости динозавра

Чтобы сохранить за книгой статус «друга и учителя» юного читателя (слушателя/ «пользователя») в век восторжествовавших технологий, нужно, как ни цинично это звучит, немного подогнать её под формат времени.

Удивить чем-нибудь современного ребёнка – задача не из простых. Удержать же его внимание с помощью книги – в принципе невыполнимая миссия. Что ему, восседающему на горшке волшебнику, ещё не умеющему толком говорить, но уже способному одним прикосновением пальчика к сенсору девайса вызвать из небытия сонм настроенных на интерактив весёлых и не очень существ, ваше «жили-были…»?

Сегодня это понятно даже младенцу. А тем более производителям книжной продукции для детей. По крайней мере, самым прогрессивным из них, экспериментирующим с использованием технологии дополненной реальности в классических печатных изданиях.

Дополненная реальность — только зарождающийся рынок, к 2020 г. он вырастет до $120 млрд. Агентство Hidden Creative провело исследование, в котором сравнивались результаты продаж одного и того же продукта с использованием дополненной реальности и без нее. Исследователи показали ста родителям печатную рекламу детской игрушки, и еще стольким же эта же игрушка была презентована с использованием дополненной реальности. Затем всех 200 респондентов спросили, собираются ли они купить эту игрушку и сколько готовы за нее заплатить. В результате оказалось, что собираются купить 45% родителей, видевших печатную рекламу, и 74% тех, кто видел дополненную реальность; а желательная цена — £5,99 у тех, кто видел печатную рекламу, и £7,99 у тех, кто наблюдал AR.

Принципы дополненной реальности (AR – Augmented Reality), представляющей собой своеобразную виртуальную накладку на объекты реального мира, впервые были применены в 1992 г. американским инженером Томасом Престоном Коделлом в системе монтажа электрических кабелей самолёта. Десять лет учёные изучали инновацию, прежде чем с лёгким сердцем открыть перед ней двери исследовательской лаборатории и благословить на практическое использование в самых различных сферах: медицине, проектировании, техническом сервисе, маркетинге, индустрии развлечений. В 2008 г. на главной международной книжной ярмарке во Франкфурте миру был явлен один из первых удачных образцов книги с элементами AR. Потенциал технологии, который можно успешно и до бесконечности развивать в книгоиздании, был очевиден. Дополненная реальность начала медленно, но уверенно внедряться в отрасль.

В России данный опыт используется всего несколько лет, и пока лишь одной компанией. Свой бизнес молодые предприниматели начали со стартапа, позднее выросшего в креативную веб-студию, из которой и вышли их первые качественные продукты с использованием AR-технологии. Именно в тот момент ребята поняли, что сложно найти для демонстрации эффекта дополненной реальности аудиторию более благодарную, чем детская. Работает всё очень просто. Покупается печатная книга, располагается напротив видеокамеры (встроенной в компьютер, мобильный телефон или планшет), которая считывает нанесённые на страницы AR-метки. Закодированная в них информация передаётся на устройство и с помощью специального приложения, скачанного на сайте компании, преобразуется в 3D-изображение. История, рассказанная в книге, правдоподобно визуализируется над её страницами. Магия, сотворённая цифрой и буквой.

Но если с цифровой составляющей у «студийцев» не возникло никаких проблем, то буквенная вызывала как минимум один вопрос: где взять «экспериментальные образцы» книг для полноценной реализации задуманного? И коль уж компания построила курс на книжный рынок, за отправную точку были взяты известные отечественные издательские холдинги. Однако книгоиздатели – те ещё консерваторы – выслушать выслушали, а попробовать не рискнули. Пришлось идти другим путём – полагаясь на собственную интуицию и советы единомышленников, собирать команду профессионалов, в которую вошли и специалисты в области издательского дела, и, объединив накопленные знания и навыки, запускать проект. Пилотные варианты AR-изданий – анимированный учебник биологии, атлас мировой фауны и приложение для музея в Ясной Поляне с возможностью полистать рукопись «Войны и мира» – показали, что компания готова выйти на рынок. Произошло это в мае 2015 г., когда поступили в продажу первые книги. За полгода удалось реализовать в России и странах СНГ 500 тыс. экземпляров книг и раскрасок, изданных с использованием технологии AR. Это увеличило (или, если хотите, дополнило) ежемесячную выручку фирмы на 15 млн руб.

К сегодняшнему дню эта цифра выросла почти в три раза. В каталоге компании уже не 11 сказок и 26 раскрасок, как в стартовый период, а около 200 наименований изданий самой разной тематики и направленности. Книжные издательства, даже такие гиганты, как «Эксмо» и «Росмэн», больше не смотрят на молодую компанию со скепсисом, а вступают с ней партнёрские отношения и перенимают опыт. Теперь уже и им видится, что будущее огромного сектора литературы – развивающе-образовательного, скорее всего, именно за таким форматом. В настоящий момент у бизнесменов достаточно много почитателей и подражателей (но пока не конкурентов) как в России, так и за рубежом. Книги компании по сей день ещё на допечатном этапе проходят обязательное тестирование в детских фокус-группах, и то чувство, которое испытывают при этом маленькие эксперты, производители AR-книг описывают одним словом – «восторг».

Другое дело – не захлебнётся ли ребёнок от этого восторга? Не превратят ли новые технологии детскую книгу в очередной перенасыщенный экшеном цифровой продукт, который утомит юного читателя в самом начале его пути к знанию? Задумается ли он, перелистывая «оживающие» страницы, над прочитанным, а если быть честными до конца – просмотренным? Захочет ли потом нарисовать или вылепить из пластилина понравившегося героя? Сохранит ли на кончиках пальцев приятную прохладу мелованной бумаги или успокаивающую шероховатость офсета? За него ведь уже всё придумано, слеплено, нарисовано, записано, сохранено и защищено уникальным кодом. В прекрасной и безграничной реальности его детского бытия уже сейчас слишком много свободного времени, которое он не знает чем занять. А её всё дополняют, улучшают, расширяют…

Может ли сегодня кто-нибудь ответить на эти вопросы родителям-динозаврам, смахивающим слёзы ностальгии, накатывающие при просмотре видеокассеты с записью собственного «аналогового» детства, в то время как их детёныш подносит камеру смартфона к картинке с изображением рычащего диплодока?

Ольга Карслидис

Фото – источник