Краснодар: цены явно скромничают

Покупка бизнеса в период кризисных явлений в экономике – очень рискованный шаг, но вместе 
с тем это одна из возможностей не просто сохранить накопленные средства, но и получить хорошие дивиденды в будущем. Именно в кризис на рынке появляется большое количество недооцененных активов.

Следует отметить, что Краснодар в декабре 2014 года занял первое место в рейтинге устойчивого развития городов России, стал третьим в рейтинге городов, где возможен отдых, по качеству сравнимый с европейским. Краснодар также вошел в ТОП-5 в рейтинге присутствия международных брендов, в очередной раз подтвердив свое лидерство в экономической активности. Краснодарский край в первом квартале 2015 года стал лидером в России по вводу жилья.

Поэтому неудивительно, что из приоритетных отраслей, которые не снизили темпов развития и в которые по-прежнему инвестируют и в период кризиса, хотя и с меньшей отдачей и более высокими рисками, являются: строительство, курортно-рекреационный и туристский комплекс.

О средней стоимости бизнеса говорить сложно – на рынке есть предприятия как нулевой, так и миллионной стоимости. Вместе с тем основная часть бизнеса, представленного на рынке, позволяет констатировать определенные тенденции. Если оценивать предложения, то следует учитывать, что 40% краевого оборота приходится на малый бизнес (около 280 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства), который благодаря своей мобильности и гибкости может быстро реагировать на экономическую ситуацию. Оценив риски ограниченного спроса на некоторые товары и услуги, риски ограниченности доступа к финансовым ресурсам в новой экономической ситуации, малый бизнес может в короткие сроки перепрофилировать направление деятельности. Этим во многом объясняется и уровень цен на рынке продаж готового бизнеса.

Предлагаемая цена бизнеса в сфере торговли с налаженными отношениями с поставщиками и постоянными клиентами составляет 500 тыс. –
1,2 млн рублей (торговые точки представлены в основном арендованными помещениями с торговым оборудованием и запасом товаров), при этом доля товара может достигать 80%. Вместе с тем менее рискованно стало торговать в кризис продуктами питания, поэтому к продаже продуктовые точки почти не предлагаются.

Стоимость гостиниц, баз отдыха (площадью до 1000 кв. м), укомплектованных мебелью, техникой, с базой клиентов находится в диапазоне от 20 млн (мини-гостиницы) до 100 млн рублей (основная часть предложений этой сферы деятельности приходится на Анапу, Геленджик, Сочи). Увеличился приток отдыхающих на отечественные курорты, оживив этот сектор. Вероятно, тенденция отказа россиян от внешнего туризма в пользу внутреннего сохранится.

Недорогие кафе и столовые, предприятия общественного питания в кризис также являются востребованными на рынке готового бизнеса. Стоимость их с оборудованием имеет достаточно широкий диапазон, но в целом не превышает 20 - 30 млн рублей. Спрос на ресторанный бизнес значительно снизился.

Стоимость готового бизнеса по переработке сельхозпродукции зависит в основном от его специфики. Маслоцех с оборудованием может стоить около 15 млн рублей, колбасный цех с оборудованием и налаженной сетью поставщиков можно приобрести за 8-12 млн
рублей. Птицеферму объемом 30-50 тысяч голов сейчас можно купить за 15-18 млн рублей.

Вместе с тем купить бизнес в кризис – это возможность получения высокой отдачи на вложенный капитал.

В индустрии красоты к продаже предлагают парикмахерские и салоны красоты: 900 тыс. – 
1,5 млн рублей. Бизнес по цене свыше 100 млн рублей менее доступен, что обусловлено высокой кредитной ставкой и невозможностью привлечения западного капитала. Предприятия вынуждены приостанавливать программы технического перевооружения, сворачивать инвестиционные программы, доходы приходится направлять на пополнение оборотных средств. Условия вхождения инвесторов в крупный бизнес ужесточились.

Людмила Петруня, оценщик, генеральный директор регионального центра экспертизы и оценки:

«Успех в продаже бизнеса во многом зависит не только от приобретенной материальной базы, что немаловажно, но и от наличия клиентской базы и иных факторов, обеспечивающих развитие бизнеса – сложившихся отношений с поставщиками, посредниками, возможности ресурсосбережения, уровня конкуренции. В отраслевом разрезе на стоимость бизнеса оказывают влияние и риски, присущие данной отрасли».