Турфирмы спасет Интернет

 

По итогам прошлого года предложение на туристическом рынке России по сравнению с 2014 годом выросло на 100%, спрос стабилен, ликвидных объектов мало. Маржинальность бизнеса упала, однако открываются и новые возможности. Победителем из кризиса выйдет тот, кто первым освоит современные технологии.

Предложение выросло на 100%, составив 50-60 объектов в месяц, иногда до 100 шт. Спрос остается на прежнем уровне: 1 к 2. Из всего объема ликвидных объектов, которые компания берет на реализацию, 10-15%.

«Мы видим, что многие стремятся избавиться от турфирм. По Москве предложение выше спроса. Количество ликвидных объектов неизменно. Это те, кто не зависит от изменившейся конъюнктуры и кризиса, кто не работал по массовым направлениям. Индивидуальный, экстремальный туризм, экзотические и редкие направления, в т.ч. внутрироссийские», - комментирует Павел Горбов, исполнительный директор Re:Sale Expert.

В среднем дисконт на турфирмы к концу 2015 года составляет 15-20%, некоторые реализуются со скидкой до 50%.

Стоимость бизнеса упала примерно на 25-30%. Сегодня турфирмы оцениваются в диапазоне от 1 до 5 млн. руб., годом ранее это было 3 – 8 млн. руб.

Среди причин продажи бизнеса 70-85% владельцев в этом году назвали кризис, рост курса валют, запрет популярных направлений. В прошлом году основными причинами продаж были разорение крупных туроператоров и также колебания курсов валют в конце 2014 года.

Период проведения сделки увеличился. Если годом ранее это было 2-3 недели, то сейчас 4-5 недель. Сроки окупаемости бизнеса также выросли: с 10-11 мес. в прошлом году до 18 мес. в этом.

Павел Горбов: «Проблема в том, что индустрия не может дать долгосрочных перспектив. Стало сложно прогнозировать экономику бизнеса, ситуация во многом непредсказуема. Мы стали более тщательно проверять объекты, анализировать ниши, внимательно смотреть перспективы и прогнозировать риски. Появилась необходимость в составлении прогноза на будущее. Мы показываем фактический оборот, затем убираем из него Египет и Турцию и смотрим перспективу. Все это приводит к тому, что отсеивается до 85% объектов».

Маржинальность бизнеса упала на 20-25%. Еще в прошлом году доходность турфирмы начиналась от 100 тыс. руб. и доходила в среднем до 500 тыс., в этом нижняя планка опустилась до 60 тыс. руб. Это не касается ликвидных объектов: их чистая прибыль составляет 300-350 тыс. в мес.

«Сохранить высокую маржинальность удалось тем, кто сориентировался в непростой ситуации. Кто смог оптимизировать бизнес-процессы, сократить издержки и освоить новые технологии. К сожалению, в области онлайн-продаж мы отстали лет на 10-15. Именно здесь заключается серьезный потенциал для многих, если не всех, российских предприятий», - говорит Павел Горбов.

В компании предупреждают, что российская туриндустрия во многом не готова к 21 веку. Сегодня потребитель ищет личного контакта с продавцом, используя современные онлайн-технологии. У большинства турфирм практически полностью отсутствует онлайн-контакт с потребителем, нет прозрачной и правильно поданной информации на сайте, нет актуальных предложений, отсутствует конечная цена, нет самих сайтов как инструмента продаж (есть онлайн-визитки), не настроены необходимые сервисы, не работают платежные системы.

Павел Гобров: «Успешен будет тот, кто уйдет в технологии: сможет наладить связь с потребителем в интернете, освоит все современные инструменты продаж и работы с клиентом в онлайне. В сущности, сегодня управлять бизнесом может 1 человек – настолько развиты технологии. Именно так мы помогаем нашим клиентам выживать и развиваться, с помощью технологий сокращать издержки, увеличивать прибыль».

В компании прогнозируют рост предложения на рынке готового бизнеса в туризме до 30% вплоть до марта 2016 года, затем, к маю-июню (началу отпускного сезона) – стабилизацию и увеличение спроса. К этому времени на рынке будет много неликвидных объектов, в связи с этим в компании предостерегают от возможного мошенничества, советуют более тщательно подходить к выбору готового бизнеса и доверять только опытным профессионалам.