Под контролем государства

 

Каким образом продукция фермера может попасть на полки розничных сетей, как проходит процесс импортозамещения в Краснодарском крае и чем недавно созданный аграрный совет сможет помочь сельхозпроизводителям? На эти и другие вопросы нам ответил Владимир Бекетов, председатель Законодательного Собрания Краснодарского края.

– Страна уже год работает над программой импортозамещения, но дискуссия вокруг этой проблемы не стихает. Вы, Владимир Андреевич, по нашим наблюдениям, очень погружены в аграрные проблемы. По вашим ощущениям, как программа импортозамещения работает в нашем аграрном секторе Краснодарского края?

– Скажу сначала, как выглядит ситуация по импортозамещению в целом по России. Присутствие продуктов из-за границы на полках магазинов говорит о наличии дефицита российских аналогов. Да, их замещать, безусловно, нужно, однако нет смысла полностью вытеснять импорт. В принципе, мы можем выращивать бананы, но зачем это делать? По данным ООН, население нашей планеты к 2050 году составит 9,1 млрд человек, а это значит, что и производство продовольствия необходимо будет увеличить на 70%. Для нашей страны это означает наращивание объемов пищевого производства так, чтобы мы могли обеспечить не только себя, но и экспортировать продукты. В нашем регионе для работы в этом направлении мы подключаем все предприятия, но это лишь капля в море, ведь отдельно взятые регионы не могут обеспечить импортозамещение для всей страны. Недавно мы проводили заседание Южно-Российской Парламентской Ассоциации, на которой поднимался этот вопрос. Подводя итог этого мероприятия, мы пришли к выводу, что парламентариям Юга необходимо обратиться в Правительство России с просьбой создать федеральную программу, в которой будет прописано, что каждому региону следует производить и в каких объемах. Это нужно, чтобы скоординировать действия и производителей, и тех, кто ввозит в страну товар. Это работа не на один год. Также мы предлагаем использование бюджетных средств – как федеральных, так и региональных – на возвратной основе, то есть давать производителям кредиты под определенные объемы, чтобы можно было проконтролировать израсходованные деньги и полученный результат. Я надеюсь, что нас услышат и мы получим поддержку Министерства сельского хозяйства и Правительства страны.

– В продолжение темы импортозамещения хотелось бы поговорить о развитии инновационного бизнеса в Краснодарском крае. Возможно, именно инновации смогут ускорить этот процесс. Каковы перспективы инновационного развития Краснодарского края?

– Лет двадцать пять назад у нас все стремились к тому, чтобы работать в крупных коллективах, о предпринимательской деятельности не шло и речи. Однако десять лет назад вышел закон о ЛПХ, и все изменилось. Но просто издать закон оказалось недостаточно, т.к. люди просто не понимали, как им теперь вести хозяйство. Было принято решение начать их обучать. Для этого на базе Брюховецкого аграрного колледжа мы создали школу для владельцев личных подсобных хозяйств и фермеров. Людей там учили основам ведения сельского хозяйства. Также мы ежегодно посещаем международную выставку «Зеленая неделя», где знакомимся с европейским опытом ведения сельского хозяйства. Несколько лет назад нечто подобное внедрили и у нас в крае. Получившая уже известность «Кубанская ярмарка» стала местом обмена опытом и знакомства с инновациями для владельцев малого бизнеса. Нам также необходимо постоянно обучать преподавателей вузов, чтобы они студентам рассказывали о самых передовых технологиях, применяемых в мире. Преподаватели должны ориентировать студентов, рассказывать им о самых передовых технологиях, существующих в мире. То есть, если мы хотим развивать инновации в производство, надо начинать с инноваций в образование.

– Недавно Вениамин Кондратьев учредил в Краснодарском крае аграрный совет. Как, по вашему мнению, совет сможет помочь сельхозпроизводителям, какую модель развития АПК предложит?

– В этот созыв депутатов ЗСК мы учредили при каждом комитете экспертно-консультационный совет из пятнадцати человек, они должны помогать депутатам в работе. Сегодня ни одно заседание не проходит без представителей советов. По такому же принципу будет работать и аграрный совет. Люди в этом совете – «с мест», и они будут доводить волнующие предпринимателей вопросы до органов власти, а те, в свою очередь, эти вопросы решать.

– Еще один вопрос на тему аграрного бизнеса. Фермер-кроликовод из Таманского района рассказал, что он и его соседи, занявшиеся альтернативным животноводством, не имеют возможности сбывать свою продукцию напрямую в магазины, а только через перекупщиков, отдавая свой товар за копейки. Делается ли что-то в крае, чтобы товар фермеров напрямую мог попасть на полки розничных сетей?

– Отсутствие возможности сбыта тормозит сегодня развитие сельского хозяйства. Раньше фермеры могли сдавать свою продукцию на бойни при мясокомбинатах, а сейчас большинство этих цехов закрыто. Мы уже много лет предлагаем Государственной Думе принять разработанный Законодательным Собранием края закон об оптово-продовольственных рынках, и хотя эту инициативу поддерживали на федеральном уровне, реальных изменений не происходило. И только сейчас в правительстве заговорили о создании в помощь аграриям специальных логистических центров. На региональном уровне Вениамин Кондратьев предложил их создать в системе потребкооперации. Создание таких центров – длительный процесс, требующий поддержки на федеральном уровне. А что касается перекупщиков, то мне хотелось бы привести один пример. Это было года три назад. Наши рыбаки добывали бычков и продавали их на завод по 12 рублей за килограмм, из которого можно сделать три банки консервов т.е. с каждой банки рыбак получал 4 рубля. Завод оптом продавал эти консервы по 17 руб. 50 коп. за штуку, а в магазине эту же баночку уже можно было приобрести по 35 рублей. Напомню, что из этих денег только 4 рубля доставались рыбаку. Почему так мало? Это обусловлено ограниченностью срока реализации свежей рыбы – если рыбак быстро не продаст товар, то он испортится. А вот консервированная рыба может храниться очень долго, и за это время не трудно продать товар по предложенной цене. В результате рыбаки перестали добывать бычка, консервный завод закрылся, так как нечего стало перерабатывать, а на полках наших магазинов появились консервированная рыба по 104 рубля. Это я говорю к тому, что государство должно регулировать ценовые отношения между перерабатывающими предприятиями и поставщиками, контролировать на какой производственной мощности они работают. Если предприниматель купил какой-то завод, то он должен его развивать, а не закрывать и перепродавать. А мы сегодня видим, что к нам приходят так называемые инвесторы, которые приобретенное производство или перепрофилируют в менее затратное или перепродают.

– Краснодарский край – регион аграрный и туристический, и бизнес сегодня стремится извлечь из этого выгоду, продвигая агротуризм. Поддерживается ли это направление руководством края?

– Мы давно поддерживаем агротуризм, но это была единичная поддержка. В этом же году мы сделали большой шаг на путиразвития этого направления, проведя в Краснодаре выставку «АгроТУР», на которую было приглашено большое количество представителей данного бизнеса. Это было сделано для того, чтобы предприниматели познакомились, обменялись опытом и смогли предложить свой продукт туристическим компаниям. Выставку будем проводить ежегодно. И мы хотим, чтобы на нее бизнесмены стремились попасть, а жители и гости края могли выбирать среди лучших предложений на этом рынке. Я видел, что из себя представляет агротуризм в Германии, и могу с уверенностью сказать, что наши программы гораздо интереснее.

– О развитии малого и среднего бизнеса. Какую отрасль, по вашему мнению, следует развивать, на что в крае делается ставка?

– Раньше в Краснодарском крае было развито производство станков, сейчас этого направления практически не существует. За тридцать лет у нас не только резко сократились объемы производства в данном направлении, но мы также растеряли специалистов. И это проблема не только нашего края. Поэтому мы сами и не сможем решить эту проблему. Нужна помощь на федеральном уровне в виде определенной программы. Должно быть четкое понимание, сколько сейчас требуется нам тех или иных станков и откуда должны поступать на их производство финансовые потоки. В стране, в том числе и у нас в крае, например, не хватает предприятий, производящих запасные части для сельскохозяйственной техники. Необходимо поддерживать предприятия, которые развивают инновационные, в том числе энергосберегающие технологии.

– Еще один актуальный вопрос для предпринимателей – закупки. Оказывается ли какая-то помощь малым и средним предприятиям, чтобы они могли принимать эффективное участие в муниципальном и государственном заказе? Планируются ли изменения в КоАП?

– Нас зачастую обвиняют в том, что мы не подпускаем к закупкам всех желающих, но на самом деле ситуация выглядит так, что продукции малых и средних предприятий недостаточно для удовлетворения запросов заказчиков. К примеру, если бизнесмен производит какой-то продукт, который бы он хотел реализовывать в бюджетной организации, то он должен быть у него всегда, и всегда хорошего качества. Но бывает, что производственных мощностей хватает, а заказчик в одном лоте смешивает несколько наименований, что действительно закрывает доступ к государственному заказу продукцию узкопрофильных предприятий. Например, завод в крае выпускает медицинские резиновые перчатки. Объем производства достаточен, чтобы удовлетворить запросы заказчика, однако больницы не закупают этот продукт. Почему? Ответ прост: в одном лоте представители больницы пишут, что им требуются резиновые перчатки и медикаменты. А завод не может производить медикаменты. Результат: перекупщик привозит из Китая какие-то дешевые перчатки и лекарства и выигрывает торги по обозначенному лоту. Поэтому для решения этой проблемы нужно усиление контроля за теми, кто формирует заказ.

– «Майские указы» — долгосрочная программа развития социальных гарантий, которую президент РФ Владимир Путин изложил в 2012 году сразу после вступления в должность президента, исполняя свои предвыборные обещания. В начале мая этого года президент России провел совещание по исполнению «майских указов». А как на Кубани выполняются майские указы президента? Какая на региональном уровне создана законодательная база и как осуществляется мониторинг имплементации указов?

– Уже традиционными стали совместные выездные заседания пяти комитетов ЗСК по контролю за исполнением «майских указов» Владимира Путина. Во время этих выездов изучается состояние дел на местах по профилю деятельности комитетов: по вопросам законности, правопорядка и правовой защиты граждан; по вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и социально-экономического развития территории; по вопросам здравоохранения; по военным вопросам, безопасности, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества, а также комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. Проходят они уже второй год. Состоялись в десяти муниципальных образованиях края, в том числе в Новороссийске, Анапе, Туапсе; Тимашевском и Приморско-Ахтарском районах. Эта работа будет продолжена.